Оружие победы Т-70

Турбаза на Дону > Возле нас > Оружие победы Т-70


N 48° 41.480' E 43° 30.480'

МЕСТНОСТЬ

Россия Волгоградская обл. Калачевский р-н

БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ: Калач на Дону

 

По мнению специалистов, Т-70 был лучшим легким танком второй мировой войны, превосходившим машины этого класса, выпущенные в Германии и США.

 

Созданию танков этого класса (массой до 15 т) в СССЗ в 30-е годы придавалось значительное внимание. Они предназначались для непосредственной поддержки пехоты и кавалерии, охраны штабов, сопровождения войск на марше, а также в качестве разведывательных и командирских машин. Считалось, что в случае войны действующие автозаводы смогут быстро наладить массовое производство легких танков. На них нередко применялись освоенные промышленностью автомобильные агрегаты Горьковские автостроители во главе с Н. А. Астровым (он стал заместителем главного конструктора этого завода), в инициативном порядке, приступили к работе над более совершенным танком Т-70. Конструкторы бронекорпуса Ю. Н. Сорочкин, А. Н. Кириллов и Л. И. Белкин предложили защитить лобовую часть новой машины броней такой же толщины, как на Т-34. Основное оружие Т-70 - 45-мм пушка должна была размещаться (впервые на легких танках) в литой башне (конструктор В. А. Дедков). Больше всего забот конструкторам доставила силовая установка. Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 70 л. с., применявшийся на Т-60, для новой машины оказался недостаточно мощным. Тогда Н. А. Астров предложил установить на Т-70 два таких мотора, разместив их последовательно, в линию, но при первых же испытаниях "спарки", через 6- 10 ч, стали ломаться коленчатые валы второго двигателя, и только благодаря самоотверженным усилиям конструкторов А. А. Липгарта, А. М. Кригера, Н. Г. Мозохина, Г. В. Эварта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 ч.

 

В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение РККА, а его создатели Н. А. Астров и А. А. Липгарт получили Государственную премию СССР. С марта 1942 года ГАЗ освоил его конвейерное производство (сначала параллельно с Т-60), получая бронекорпуса с Муромского паровозоремонтного завода. Вместо литой башни на танки стали ставить сварную, через некоторое время выпуск Т-70 наладили в Кирове и Свердловске, куда горьковчане поставляли силовые агрегаты.

 

По массовости (4883 машины) Т-70 в 1942 году занял второе место после тридцатьчетверки. Этот танк как нельзя лучше подходил для разведки боем, поддержки пехоты, для действий в лесисто-болотистой и резко пересеченной местности, недоступной другим танкам. Низкий силуэт и бесшумный двигатель делали Т-70 незаметным для противника, а высокая скорость и маневренность позволяли экипажам Т-70 поражать вражеские танки бронебойными снарядами в борт и корму. Известен случай, когда один Т-70, удачно сманеврировав, "зашел в хвост" бронированному "фердинанду" и поджег его. В одном строю с тридцатьчетверками Т-70 сражались под Сталинградом, на Курской дуге, участвовали в освобождении Советской Украины. Состояли семидесятки и на вооружении подразделений Войска Польского.

 

Тем временем горьковчане продолжали совершенствовать эту машину. Уже с сентября 1942 года началось производство Т-70М с усиленными ходовой частью и трансмиссией. Одним из его недостатков была малочисленность экипажа, поэтому командиру танка приходилось выполнять обязанности еще и наводчика, заряжающего, радиста и пулеметчика. На опытных машинах пробовали устанавливать 37-мм автоматическую пушку, применять 45-мм трехснарядные кассеты и морскую полуавтоматическую 45-мм пушку (она просто не умещалась в небольшой и тесной башне).

 

Осенью 1943 года на базе Т-70М заводы начали производство самоходных артиллерийских установок СУ-76М. А сами семидесятки активно применялись в боевых операциях и уже в качестве командирских, разведывательных машин участвовали в Висленско-Одерской и Берлинской операциях Их называли "Легкими" Евгений ПРОЧКО (Техника молодежи, Историческая серия)

 

Вернуться в раздел Возле нас

г. Волгоград. 400012, ул. Грузинская, д. 34    |    +7 961 660-96-67   |   
Rambler's Top100